mitkins -->:
1. Где Вы увидели 50 сс в стоке с 12-15 л.с. ??
Возможно это тюнинговые 50 сс, для эндуро-гонок в классе "до 50сс" которые популярны в некоторых европейских странах ? Но там тюнинг, несмотря на 49,9 сс !
В стоке (с магазина) у эндуро-евромопедов максимум 8-9 , а то и 6-7 л.с. !
2. ВSE 250 и Каyo t2 - нужна категория "А" для езды по ДОП.
Впрочем и на любой пит или "каб-колхоз" свыше 50сс.
4т 50сс - совершенно "неочем",впрочем как и 72-110сс. "Ездить в эндуро", даже в лайт, 4т способны только с 110-125сс (а лучше с 200сс

), в зависимости от веса модели и пилота.
На 2Т евромопедах в стоке, несмотря на 50сс, "лайт-эндурить" вполне можно, при двух условиях:
- умении ездить на малокубатурных 2Т (не бояться "крутить газ" до упора, вовремя правильно выбирать передачу, уметь "подмуфтовывать", т.е. использовать прижим сцепления для набора оборотов и т.д.);
- не ездить в одной компании с "большими" эндуро (если там не окажится "совсем чайников", Вам будет очень трудно держать общий темп и Вы станете всем обузой).
Данная инфа базируется на моем 6-ти летнем опыте эндуро-поездок в горно-лесистой местности, причем на евромопеде 50сс в стоке пробег 15 тыс. км (всего + тюнинг свыше 43 тыс.км).
Таким образом, если Вы хотите легально передвигаться по ДОП до леса и назад без категории "А", альтернативы 2Т 50 сс - НЕТ (пусть даже "50 сс" затюнен до 80-110сс, на 2Т-водянках Вас не кто не "расшифрует", если сами не сольетесь.....

)
Если же, будете выезжать "сразу в лес", т.е. с прицепа или дачи, то тут уже есть смысл думать о 200-250 сс 4т или 125-200 сс 2т.
(Есть правда "третий вариант", - купить "кубатуру" и "партизанить" по ДОП, но это как минимум - не остатанавливаться на АЗС и у магазинов.....

)
3. Ездить на питах "габаритному" пилоту в эндуро действительно очень неудобно, и эта бяка увеличивается прямо пропорционально длинне маршрута......
4. 2Т vs 4T - тема "вечная", и скорее "религиозная" чем рациональная. Видел туеву хучу людей начинавших эндурить на 2т и ушедших на 4т, и такую же хучу - НАОБОРОТ!
Всякие "аргументы" типа "дешевизны", "легкости", "мощности" и т.п. - как правило уже производные от эмпирического интуитивного выбора. Здесь скорее главное = склад характера и стиль езды обусловленный им и целями поездок.
Единственно замечу, что чем меньше кубатура, тем резче проявляются особенности в эксплуатации "разнотактовых" моделей.
Причем научится "взять всё" от "малокубатуры" 2т, - действительно сложнее, чем от 4т, но диапазон этого "всего" - у 2т в эндуро все-же шире, и у кого это получается на 4т возвращаются редко.
Это примерно аналог Linux vs Windows, если Вам это что-то говорит. Кто "осилил" - тот не вернется, а "неасилил" - значит "неасилил".....
5. Евромопеды "брендов", типа Априлии, Газ-Газ, Беты и прочие и хондо-монтессы - встречаются в продаже сравнительно редко, как правило, в стоке (как исключение обычно - Дерби), и стоят, опять таки, как правило, "брендовые" деньги, т.е. 70-120 тыс. руб.. Да в стоке они ездят лучше триггеров и сипиэмок, но даже средний тюнинг меняет ситуацию кардинально.
Теперь о триггерах, Stels Trigger X 50, - самая доступная железяка из эндуро-евромопедов (брать версию SM (мотард) или "старый", т.е. до разделения на Х и SM, - для эндуро не советую). Несмотря на то, что стелсы перестали их возить, сейчас еще встречаются в продаже почти новые триггеры за "смишные" деньги 15-30 тыс руб. от всяких "ниасиливших"....

При соблюдении условий указанных в п.2, эндурить на нем вполне возможно, а при тюнинге на 30-45 тыс., можно получить аппарат для софт-эндуро сопоставимый
с нераздушенными зндурами 125 сс 2т (типа КТМ 125 exc и хаски 125 вре).
Конечно тюнятся и "бренды", но сумма мот + тюнинг, - вылазит уже в деньги больше 2т "кубатуры"....
Иногда можно и найти затюненные триггеры за 45-60 тыс., но там надо "смотреть в оба", так как чужой тюнинг вестч "скользкая" и ресурс многих гоночных деталюшек невелик.
6. Средний евромопеда тюнинг - 12-20 л.с. (75-85 сс, Аирсал, Варикит и т.п.), высокий - 20-28 л.с. (88-110 сс и 80-85 сс с высокой степенью сжания). Ресурс поршня на высоком тюнинге - 3-4 тыс. км (20-40 моточасов). Стоимость - смотри на мото50.....
7. Если все-же будете рассматривать варианты легкой "кубатуры" то мой "рейтинг" таков: (напомню, 6 лет эндуро в горно-лесистой местности!)
- "дешево, экономично и надежно 4т" - QM 200 (клон джебеля 200);
- "лучший из динозавров 2т" - Yamaha Lanza 230;
- "дешево и сердито из динозавров 2т" Кавасаки KDX 200 (220);
- " лучший руссо-кнр 4т по ходовым и центру масс" - Stels 400 Enduro (крайний релиз - 107 кг);
- "самый верткий 2т" - хаска 125 вре;
- "самый отстой по качеству 4т" - ирбис ттр125 (пит), ирбис ттр 250 (узкое седло);
- "дешево и почти надежно" - ирбис ттр250рр (но смотря какой завод !!!);
- "лучшее из дорогого и многожрущего" - Beta 300 2t;
- "рукоотрывающее" - Судзуки 250 РМИКС 2Т в тюнинге, КТМ 300 2Т в тюнинге, Кавасаки КЛИКС 450 4Т;
- "худший центр масс" - кавасаки КЛИКС 250 (450);
- "самый крутой китай 4т" - X-motos 250 (только "motoS", а не "moto" !!! Т.е. который от "Азия Винг"!)
Ездил на всем вышеуказанном, и не только на нем, а так же с данной техникой рядом в эндуро-поездках.
Данные оценки применительно к СОФТ-ЭНДУРО!
Поездки в ХАРД-ЭНДУРО и соревнованиях - "ДРУГАЯ ПЬЯНКА"!
Сам езжу: Stels Trigger X 50/80, ЦПГ - Athena 80 cc CV (c мощностным), колено - Athena, выпуск - Bufanda Turbokit, карб - PWK 21 Barikit, домик - Malossi, сцепа - Top Choice.
Ну, все, удачи! Если что - спрашивай.